Возмущающие факторы реального полета ЛА
Среди возмущающих факторов можно выделить систематические и случайные. Систематическими являются возмущения, связанные с неточным знанием средних или номинальных характеристик ЛА (например, аэродинамических), неточным учетом в уравнениях движения внешних условий полета (например, потенциала Земли, средних параметров атмосферы).
Взаимодействие эксплуатационных факторов
Взаимо действую щие факторы |
Аэродина мический нагрев |
Ударные нагрузки |
Пере грузки |
Вибрация |
Шумы |
Метеор ные частицы |
Заряжен ные частицы |
Солнечная радиация |
Низкая темпе ратура |
Высокая темпе ратура |
Вакуум |
— — |
— |
— |
+ |
— — |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
Высокая темпе ратура |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
||
Низкая темпе ратура |
+ |
+ |
+ + |
+ |
||||||
Солнечная радиация |
+ + |
— |
— |
+ |
+ + |
|||||
Заряжен ные частицы |
• |
|||||||||
Метеор ные частицы |
||||||||||
Шумы |
— — |
+ |
+ |
+ |
||||||
Вибрация |
+ + |
+ + |
+ + |
|||||||
Перегрузки |
+ + |
+ + |
||||||||
Ударные нагрузки |
+ + |
Условные обозначения: ++ сильное; + умеренное; — слабое;
— факторы несовместимы или взаимодействия нет.
Большая часть возмущений носит случайный характер. Случайными возмущениями являются, как правило, отклонения массово-инерционных характеристик, параметров ДУ, атмосферы и др. Следовательно, отклонения движения каждого конкретного ЛА относительно номинальной траектории также являются случайными. Случайными являются отклонения координат точек падения баллистической ракеты (БР), параметры орбиты, на которую выведен объект носителем, и т. д. Совокупность множества случайных отклонений интересующей нас величины дает представление о рассеивании.
Приведем перечень возмущающих факторов, объединив их в несколько групп [88, 91].
Массовые характеристики: отклонение сухой массы (или массы конструкции) каждого ракетного блока (РБ) в отдельности; отклонение массы полезного груза; отклонение массы заправляемого топлива каждой РБ в отдельности и покомпонентно (окислителя, горючего и других компонентов) за счет погрешности измерительных систем в процессе заправки, разброса удельного веса компонентов топлива и других причин.
Характеристики ДУ: отклонение удельной тяги РД; отклонение секундного массового расхода топлива каждым РД; отклонение соотношения расходуемых компонентов каждого ракетного двигателя; в случае наличия систем регулирования расхода топлива и соотношения расходуемых компонентов — погрешности этих систем; отклонение импульса последействия тяги при выключении ДУ; отклонение достартового расхода топлива (с момента запуска до момента старта).
Аэродинамические силы и моменты: отклонение аэродинамических коэффициентов из-за погрешностей изготовления ЛА; отклонение плотности и давления атмосферы; ветровые возмущения.
Система управления: погрешность реализации заданной программы угла тангажа из-за неточной начальной установки осей гироприборов в полете и зон нечувствительности при изменении рассогласования углов; погрешности регулирования движения центра масс из-за погрешностей измерительных систем; погрешности задания программных значений регулируемой величины; погрешности приборов, выдающих команду на выключение ДУ.
Система отделения полезного груза: погрешность величины и направления дополнительной скорости, сообщаемой грузу при отделении от носителя; отклонение начальных условий движения полезного груза вокруг собственного центра масс.
Конструктивно-технологические возмущения: смещение центра масс ЛА от базовой продольной оси (по которой должен проходить вектор R тяги) из-за искривления действительной оси ЛА вследствие погрешностей изготовления отсеков РБ; смещение центра масс ДА относительно вектора R тяги вследствие асимметричного расположения отдельных масс; линейное и угловое смещения вектора тяги R относительно базовой оси ЛА из-за неточности изготовления РД и его установки относительно базовой оси ЛА, а также из-за газодинамического эксцентриситета вектора R тяги.
Все перечисленные выше возмущающие факторы приводят к колебаниям кинематических параметров движения ЛА, а следовательно, и количественных мер результатов воздействий на него всех естественных и искусственных факторов полета. Воспроизведение всей этой сложной гаммы условий с помощью испытательных стендов и комплексов не представляется возможным, что обуславливает в конечном счете необходимость этапа летных испытаний по завершении лабораторно-стендовой отработки изделий авиационной и ракетно — космической техники.